@Mail.ru

Новости Беларуси
Все новости
Альфред Хичкок: как начать смотреть его фильмы и почему они гениальны
Путь в кино у Хичкока начался в 1920 году. Тогда он работал на киностудии электриком. В течение пяти лет он познавал процесс съемок «изнутри», сменяя одну профессию за другой. Он был художником отдела рекламы, дизайнером титров, монтажером, сценаристом, художником-постановщиком, ассистентом режиссера. В 1925 году Альфред Хичкок снял свой первый фильм в качестве режиссера «Сад наслаждений» (это было немое кино, созданное на основе романа Оливера Сэндиса). А через год свет увидел его первый триллер «Жилец». 

Хичкока называют мастером саспенсаза то, что саспенсовые сцены (в которых зритель пребывает в состоянии тревожного ожидания, беспокойства) являются неизменным элементом большинства его фильмов. Именно он сформировал и популяризировал триллер как жанр кинематографа. Мастер страха научил режиссеров всего мира пугать не только мистическими персонажами, но и обыденными предметами. Для того, чтобы довести зрителя до ужаса, ему не нужны были устрашающие персонажи. Хичкок делал это с помощью звука, грамотно построенных кадров, света, теней и музыки.

Начинал великий режиссер свою карьеру с немого кино. Теперь можно с уверенностью сказать, что именно этот вид кинематографического искусства был наиболее сложным для создания. Сегодня через диалоги многие авторы кинолент умудряются передать зрителю практически весь сюжет, не уделяя особого внимания заднему плану, декорациям и мизансценам. Первые фильмы Альфреда Хичкока были именно в немом кино, поэтому режиссер мастерски научился использовать звуковые решения, изобразительные приемы, движения камеры и с их помощью великолепно реализовывать свои идеи.



В США и Европе творчество Хичкока воспринималось по-разному. В Америке критики не относились к работам великого мастера серьезно. В начале его карьеры режиссера неоднократно номинировали на премию «Оскар», однако награду присуждали другим. Несмотря на это, публика любила фильмы гениального творца.

В конце 50-х годов 20-го века во Франции стало зарождаться движение режиссеров, которое получило название «Новая волна». Одним из представителей этого движения был Франсуа Трюффо. Он вместе с Жан-Люком Годаром, Андре Базеном и Клодом Шабролем стоял у истоков нового взгляда на режиссуру. По мнению критиков «Новой волны», настоящий режиссер должен быть автором своей картины – руководить всем процессом создания фильма. Франсуа Трюффо писал статьи для журнала «CahiersduCinéma». Именно он заметил у Альфреда Хичкока авторский взгляд за оболочкой развлекательного кино.

1962 году Трюффо записал с Альфредом Хичкоком 52-часовое интервью, основа которого вошла в книгу «Кинематограф по Хичкоку», где два постановщика размышляют о природе кино. Для тех, кто не знаком с творчеством Хичкока, будет полезно чередовать просмотр его фильмов с чтением этой книги. 

Чтобы понять гениальность фильмов мастера саспенса наилучшим образом, рекомендуем посмотреть его культовые картины, которые изменили взгляд кинематографистов всего мира на то, каким может быть кино.

Психо (1960)

Главная героиня «Психо» – секретарша, похитившая крупную сумму денег. Зритель наблюдает за тем, как она скрывается от правосудия и все действия разворачиваются вокруг ее личности. В середине фильма появляется новый персонаж – Норман Бейтс. Интрига нарастает, когда девушку жестоко убивают в душе, но действие продолжается. Сюжет в конце триллера «выворачивается наизнанку» и мы понимаем, что все не так, как нам казалось в самом начале.



Хичкок снял этот фильм на собственные средства: в студии Paramount отказались финансировать этот проект, аргументируя это тем, что он слишком провокационный. «Психо» перевернул мировое представление о кинематографе. Хичкок до премьерного показа выкупил весь тираж романа Роберта Блоха, по которому был снята картина, а также запретил впускать зрителей в зал после начала сеанса. Благодаря съемке преступления от первого лица (субъективной камерой) у зрителей появилась возможность наблюдать за происходящим глазами маньяка. Знаменитая сцена «убийства в душе» стала эталоном монтажа. Действие на экране длится 45 секунд, однако на создание этой сцены ушла целая неделя - в ней было сделано 77 монтажных склеек.

Птицы (1963)

Фильм снят по мотивам одноименного рассказа Дафны Дюморье. Действие картины развивается между несколькими основными персонажами. Мелани Дэниелз– молодая, красивая женщина. Она знакомится с обаятельным адвокатом Митчем Бреннером. Также в фильме немаловажную роль играет мать Митча миссис Бреннер, которая очень ревностно относится к своему сыну и боится, что какая-нибудь женщина однажды переключит его внимание на себя.



В первой части триллера люди держат птиц в клетках, а во второй – птицы вынуждают людей запереться в домах и машинах. С самых первых кадров, еще во время титров, мы видим беспорядочное движение пернатых, сопровождающееся громкими и резкими криками и щебетанием. Далее режиссер также не использует музыку, а специально делает акцент на звуках, издаваемых птицами.

Сам Хичкок в своих интервью упоминал о том, что в его картине кроме страха и атмосферы тревожного ожидания заложен еще и философский смысл, поняв который, удовольствие от просмотра может утроиться. Исходя из этой ремарки, многие критики того времени предположили, что атака птиц носит характер возмездия героям фильма за гордыню. Но некоторые находят в ленте иной скрытый смысл. Нападение пернатых происходит на всех подряд, а не на конкретных персонажей. Это может олицетворять месть животного мира человеческому за тот вред, что причинили люди окружающей среде. Также есть мнение, что птицы – это воплощение того непредсказуемого, что случается в жизни людей.  

Окно во двор (1954)

Картина снята по одноимённому рассказу Уильяма Айриша. Этот фильм является одним из самых обсуждаемых в истории мирового кинематографа. Хичкок создал классический детектив (где соблюдается единство времени, действия и места), в котором зритель до самого последнего мгновения сомневается в увиденном: это паранойя или правда? 



Главный герой картины - фоторепортер Джеффрис, который вынужден временно находиться в инвалидном кресле из-за сломанной ноги. От скуки он наблюдает в объектив через окно за тем, что происходит у него во дворе.  Спустя какое-то время Джеффрис начинает подозревать, что сосед, живущий напротив, убил свою жену. Фотографа периодически навещает его подруга Лиза и медсестра Стелла. Они узнают об увлечении Джеффриса, которым он занялся от скуки, а вскоре «загораются» идеей разоблачить убийцу.

Хичкок создал настоящее произведение искусства: без сложных декораций, спецэффектов. В маленьком пространстве ему удалось снять интригующий фильм и впечатлить зрителя. Великий режиссер мастерски подчеркнул одну из ярких человеческих особенностей – любопытство. Кроме того, автор детектива предлагает зрителю поразмышлять: стоит ли слишком сильно интересоваться жизнью других людей и чем это может обернуться.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: