@Mail.ru
Три фильма Ларса фон Триера, которые стоит посмотреть каждому
Ларс фон Триер – всемирно известный режиссер из Дании. Его картины нельзя отнести к развлекательному жанру. Он мастерски создает кино с глубоким смыслом, наполняя свои работы депрессией и абсурдом. Благодаря своему таланту показывать сущность человека без лишних слов, Ларс фон Триер заставляет героев фильмов заглянуть в самые сокровенные уголки своей души и достать на поверхность то, что было скрыто.

Картины этого знаменитого режиссера многие годы вызывают неоднозначные оценки критиков и большие споры зрителей. Некоторые считают его произведения шедеврами, а кто-то предпочитает обходить стороной его работы  заведомо зная, что этот режиссер заставит самого неэмоционального человека испытать огромную волну чувств, а местами и  не самую приятную.

Ларса фон Триера также называют мастером с большой буквы, ведь именно в его работах можно увидеть великолепную режиссуру, когда сюжет фильма раскрывается не посредством многочисленных разговоров персонажей, в процессе которых зрители узнают большую часть биографии героев и саму сюжетную линию. Он умеет в своих картинах рассказать историю с помощью действий, жестов, мимики, грамотно просчитанных сцен. Каждый кадр в фильмах Ларса фон Триера – это готовая картина, которую можно распечатать и повесить на стену музея. 

Мы расскажем о трех самых ярких работах этого великого мастера, на которые стоит обратить внимание, если вы их еще не смотрели.

Танцующая в темноте (2000) 

Главная героиня - иммигрантка из Чехословакии Сельма, переехавшая в Америку вместе со своим сыном. У нее врожденная болезнь, из-за которой она постепенно теряет зрение. Сельма скрывает свой недуг и пытается заработать деньги на лечение сыну, ведь его ждет та же участь.



Фильм о жестокости жизни, о том, что большинству людей нет дела до трудностей других, что человеческое сострадание – это редкость, которой наделены немногие. Картина говорит о том, что если у человека будет возможность сыграть на слабости другого, то скорее всего, большинство этим воспользуются. 

На экране мы видим историю, наполненную болью и горем. События фильма на первый взгляд могут показаться чересчур трагичными, но спустя какое-то время становится очевидно, что это не фантастика, а реализм обычной жизни. Просто общество привыкло преувеличивать реальность, приукрашивать для окружающих свое настоящее положение дел. Большинству людей хочется создать хорошее мнение о себе, многие из нас стараются спрятать все плохое и черное, что есть в нашей душе.

Не все в картине Ларса фон Триера на самом деле мрачны. Автор предлагает надежду на лучшую жизнь, а этим лучиком света становится искусство, а точнее – музыка. Именно она помогает забыться и освободить мысли от тягот судьбы. Музыка предлагает свободу, которую можно обрести в мыслях. Она успокаивает и дает выход всем накопившимся чувствам, которыми не с кем поделиться. Кроме того, потерю зрения главной героини режиссер использует как метафору. То, что мы видим в окружающем мире, часто бывает обманчивым. Сельма слепнет, однако другие ее чувства обостряются, что позволяет ей понимать больше, чем другие.

«Танцующая в темноте» может многому нас научить и о многом заставить задуматься. В этом фильме, как и в других работах мастера, нет ничего случайного. Каждый предмет или тень в кадре несет смысловую нагрузку. Ларс фон Триер также очень серьезно относится к подбору актеров. Примечательно, что главную роль в фильме исполнила Бьорк – знаменитая исландская певица, исполняющая свои песни в различных жанрах:рок, трип-хоп, авангард-поп, джаз, электроника, инди-поп, этника и классическая музыка. Для режиссера имело большое значение, чтобы роль Сельмы досталась настоящему музыканту.

Концовка фильма – это отдельный момент, которому Ларс фон Триер придает огромное значение. После просмотра картины «Танцующая в темноте» не хочется встать и с улыбкой продолжать заниматься обычными делами. Это кино, которое настолько погружается в сознание, что после увиденного взгляд на мир не может быть прежним. Тяжелое чувство тревоги, пустоты, безысходности и стыда – это те эмоции, которые вызывает автор у зрителя благодаря своему мастерству. Ларс фон Триер считает, что именно тяжелые переживания способны пробудить в человеке осознание проблемы, показанной на экране. Режиссер в своей работене боится быть резким, обнажить жестокую правду перед глазами миллионов людей.

Догвилль (2003)

Фильм с первых секунд поражает своей необычной постановкой. В своей картине Ларс фон Триер практически не использует никаких декораций. Все события происходят в темном павильоне, на полу которого размечены белые линии, обозначающие город. На первый взгляд может показаться, что это театральная постановка, снятая на камеру. Ларс фон Триер неспроста создал фильм таким. Согласно задумке мастера, ничто не должно отвлекать зрителя от основных идей, заложенных в его работе.



События происходят в 30-ые годы 20-го века в Америке во время сухого закона. Главная героиня Грэйс спасается от бандитов и оказывается в небольшом скалистом городке под названием Догвилль. Жители этого поселения, выглядят дружелюбно, соглашаются помочь девушке спрятаться. После того, как бандиты покидают Догвилль так и не обнаружив Грейс, местный интеллигент Том Эдисон предлагает ей остаться в общине и выполнять мелкую работу. Благодарная девушка соглашается на такие условия и все поначалу складывается благополучно. Однако, вскоре доброта жителей местного поселения исчезает, они показывают свое истинное обличье.

События на экране развиваются неторопливо, как в самой жизни. Этот прием Ларс фон Триер использует в большинстве своих работ, чтобы создать ощущение реальности происходящего.«Догвилль» наглядно описывает суть человеческой нравственности. Режиссер показывает зрителю «кровожадное общество», скрывающееся под маской милых соседей. Сперва жители Догвилля добродушно принимают к себе красивую девушку, оказавшуюся в трудной ситуации, а затем, пользуясь ее добротой, делают Грейс своей заложницей и начинают издеваться над ней жестокими способами.

Режиссер в своей работе поднимает несколько важных вопросов. Одна из основных идей фильма – показать, какой бывает «благодарность» за доброту и жертвенность. В чем же смысл фильма? К чему призывает его автор? Решение режиссера сделать местных жителей жестокими и безнравственными людьми – это отнюдь не призыв перестать верить в доброту человеческой души. Режиссер демонстрирует модель общества, в котором живет каждый из нас. Ларс фон Триер заставляет зрителей заглянуть внутрь себя и задуматься о своих самых низменных чувствах.  

Финал истории выглядит жестоким, но можно ли его назвать справедливым? С одной стороны Грейс становится ничем не лучше самих жителей общины, однако они получают наказание за свое низменное поведение. Можно ли осуждать героиню за то, что она совершила, ведь в том, кем она стала, виноваты сами поселенцы? По мнению Ларса фон Триера человек – недостаточно совершенный вид, чтобы ограничивать себя и почти всегда теряет чувство меры. Грейс своим появлением в общине изменила ее уклад. Она помогала людям и прощала их, даже если они переходили черту. Можно сказать, она «разбаловала» местных жителей своим поведением и они потеряли над собой контроль. Получая любовь и искреннее сопереживания они стали требовать еще больше, пока это не свело их с ума.

Главную героиню фильма сыграла Николь Кидман – актриса, не требующая представления. Она великолепно справилась с ролью на первый взгляд милой девушки, которая своей добротой соблазнила жителей на аморальные поступки. В итоге своим жестоким поведением озлобившиеся поселенцы «мстят» Грейс за то, что она лучше их и всячески это демонстрирует.

Меланхолия (2011)

Сюжет фильма разделен на две части. В первой показана свадьба главной героини Джастин (которую играет КирстенДанст), во второй – ожидание столкновения планеты Меланхолия с Землей. 

Сначала мы видим огромное поместье, в котором происходит торжество. Майкл и Джастин выглядят совершенно чужими людьми и праздничной атмосферы не ощущается. Кажется, что героиня совсем не любит своего жениха, а может ей просто неприятно само мероприятие со сбором гостей. На самом деле Джастин находится в плену хандры. Она погружается в свои мысли и чувства и не может наслаждаться праздником жизни.



Ларс фон Триерне сразу раскрывает нам идею фильма. Режиссер постепенно погружает зрителя в суть происходящего. Оказывается, существует красивая голубая планета Меланхолия, которая пряталась за Луной. Она движется к Земле и вскоре столкнется с ней. Во второй части фильма мы видим ограниченный круг лиц, живущий с осознанием скорой гибели. Джастин, которая в первой части фильма вела себя ужасающе отстраненно, во второй -  становится адекватной и сопереживающей. Ее сестра Клэр, наоборот, сначала вела себя как расчетливый и рациональный человек, а ближе к финалу превратилась в женщину, потерявшую самообладание.

В основе раскрытия сюжета и личностей персонажей лежит ожидание столкновения планеты Меланхолия с Землей и как следствие – уничтожение всего живого. Мысли о неизбежной катастрофе выявляют в героях фильма их глубинные переживания.Удивительно, как режиссер создал для своих персонажей какой-то изолированный мир. Мы не можем знать, как реагируют миллионы людей в других городах и странах на приближающуюся опасность. Нам не показывают панику или то, какими способами люди могли бы пытаться спастись. Режиссер предлагает нам одну только реальность, в которой у персонажей только один выход – смириться. Мы видим исключительных лиц, на которых Ларс фон Триер концентрирует все внимание. 

Уникальная атмосфера фильма создается тремя вещами: музыкой, цветом и тишиной. С первых секунд на экране появляются красивые пейзажи, сопровождающиеся тревожной мелодией. Звучащая композиция усиливает масштаб меланхолии на экране и способна пленить зрительское воображение. С первых секунд у зрителя появляется ощущение значимости приближающейся катастрофы. 

Отличительной особенностью фильма является то, как мастерски использует режиссер тишину в своей работе. В реальной жизни люди не говорят бес перерыва. Шум, к которому мы привыкли в кино, здесь отсутствует. Убраны лишние звуки, которые могут отвлекать зрителя. Рассказать историю практически без слов – это редкий талант, которым обладает знаменитый мастер эпатажа. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: